Использовать тонировку на стеклах машин начали еще в 1980-х годах. Сегодня за нее назначены определенные штрафы, причем то и дело они меняются. Так, несколько лет назад, за тонировку лобового стекла вполне могли снять знаки с автомобиля. Сегодня закон мягче, однако не каждый до конца понимает правила, например, может ли сотрудник ГИБДД требовать снять тонировку на месте?
В чем преимущества тонировки?
Есть много сторонников тонировки на стеклах, которые считают, что она защищает салон, в том числе, кожаные авточехлы и пластик, от выгорания. В жаркую погоду тонировка предохраняет от жары, защищает от солнечных бликов. Плюс, салон становится защищенным от посторонних глаз, что обычно является главной причиной использования тонировки. Однако она же мешает хорошему обзору из автомобиля, особенно в темное время суток, что является причиной многих ДТП. И именно по этой причине тонировку на передних стеклах делать нежелательно.
За какую тонировку назначен штраф?
Во-первых, штрафуется только тонировка передних боковых стекол и лобового стекла, задние стекла можно тонировать на свое усмотрение.
Во-вторых, определенная тонировка передних стекол законом разрешается, и именно это послабление вызывает столько нарушений.
По закону, необходимо, чтобы стекло пропускало не менее 70% света. Автолюбители, узнав это, решают использовать легкую тонировку, а в результате – получают штраф, и не могут понять причину, ведь вроде бы все по закону.
Тут есть два момента. Первый – даже при слабой тонировке оценить степень светопропускания возможно только с помощью специального оборудования. Возможно, небольшое на ваш взгляд затемнение на самом деле превышает допустимые нормы. Второй момент – многие производители авто сразу производят стекла с небольшим затемнением, поэтому даже использование слабой тонировки снизит процент светопропускания ниже требуемого.
Может ли сотрудник ГИБДД требовать снять тонировку на месте?
По закону, полицейский может это сделать. Однако это не значит, что вы не имеете права отказаться. Тут момент в следующем: если вы не хотите снимать тонировку сразу, выписывается штраф, который вы должны оплатить. И можно продолжать езду с тонировкой. Если вы решаете снять тонировку, сотрудник ГИБДД не должен выписывать штраф, обычно все обходится предупреждением, снятием тонировки и продолжением пути.
Стоит заметить, что штраф за тонировку, 500 р, не является слишком большим, а иногда он и вовсе в два раза меньше – 250 р. Поэтому, многие автолюбители предпочитают заплатить его, чем снимать тонировку. Однако, при повторном нарушении штраф уже 1000 р.
Еще один важный момент: тонировку не всегда возможно снять на месте
Если это заводская тонировка или напыление, убрать ее можно только заменой стекла. Снимается на месте только пленка, однако это не всегда простая процедура. Если пленка новая и качественная, достаточно будет потянуть за краешек, чтобы убрать материал. Но если покрытие старое, пленка может не удалиться одним движением, а грамотное удаление кусков подразумевает использование моющего раствора и лезвия. Сотрудник ГИБДД должен понимать это, когда останавливает автомобиль. Но даже если вы убедите его, что пленку сразу снять не получится, штраф он все равно выпишет, и затем тонировку убрать все-таки будет нужно (если вы не хотите получить повторный штраф).
Важно: для оценки светопропускания тонировки сотрудник ГИБДД должен использовать специальный прибор. Если он взглянул «на глаз» и требует снять пленку – это незаконно, и вы можете отказаться. Необходимо, чтобы он использовал прибор.